Конкуренция систем экономического порядка

Как в странах ОЭСР, так и в развивающихся странах существует достаточно большое разнообразие способов организации экономического порядка, обусловливающих, соответственно, раз-личный уровень экономического развития. Могут ли экономические субъекты в течение длительного времени продуктивно и мирно взаимодействовать в национальной и мировой экономике?

В значительной степени это зависит от проводимой экономической политики. Свидетельством тому служит хотя бы тот факт, что у иммигрантов, попадающих в иначе организованную экономическую систему, часто значительно возрастает производительность труда и уровень жизни. Наблюдать это можно, например, в США, Канаде или Австралии — классических странах иммиграции. Гипотетическое возвращение переселенца на родину во многих случаях означает снова снижение его жизненного уровня.

То есть производительность труда человека — это не только проявление его личных способностей и старания, но и результат взаимодействия с социальной средой в процессе разделения труда. И если существующая организация экономического порядка обусловливает непроизводительное взаимодействие индивидуумов в экономике, то постепенно это может привести к системному кризису и, в конечном итоге, крушению экономико-политической системы.

Таким образом, конкуренция систем вынуждает страны с высоким уровнем эмиграции проводить реформы национальных экономических систем. Необходимость реформирования экономической системы может возникать и в странах иммиграции. Совершенствовать свой экономический порядок странам приходится и вследствие международной мобильности капитала.

Недостатки в организации экономического порядка могут быть устранены, если политическая система страны восприимчива к новому и гибка, если экономические проблемы оцениваются объективно и с учетом мирового опыта разрабатываются и проводятся в жизнь мероприятия по их решению. В результате может быть даже ликвидировано отставание страны в уровне доходов, и не исключена возможность того, что страны, еще несколько десятилетий назад отстававшие в экономическом развитии от других государств, с помощью адекватной экономической политики займут ведущие позиции.

Исторических примеров тому довольно много. Особенно впечатляет расцвет экономики Японии и азиатских пороговых стран после II Мировой войны. Прямо противоположный процесс тоже может иметь место: Аргентина, например, в 20-е годы XX в. относилась к десяти богатейшим капиталистическим странам мира (по показателю душевого дохода), а к 80-м годам опустилась до уровня беднейших стран третьего мира.

Из группы социалистических стран бывшего СЭВ примечательна экономическая история ГДР. В 1950 г. производство продукта на душу населения составляло здесь 50% от уровня Западной Германии, а к 1990 г., при объединении, уже 30% (при этом статистика ГДР 1950—1989 гт. странным образом свидетельствовала о реальных темпах экономического роста, более высоких, чем в ФРГ в то время). Без информативной экономической статистики, основывающейся на подлинных статистических данных, собранных и обработанных правительственными органами, которые не заинтересованы в их приукрашивании, без способствующих увеличению производительности труда систем стимулирования труда и управления, но в то же время имея великодушную, однако иллюзорную социальную политику, ГДР за время ее самостоятельного развития сделала шаг назад.

Конечно, и в странах ОЭСР все еще существуют значительные экономические проблемы, но в конечном счете, политическая гибкость, готовность к преобразованиям и умение их провести являются достаточными условиями для того, чтобы в течение продолжительного времени обеспечивать в стране стабильность, экономическое процветание и сохранение государства как такового. По всей видимости, едва ли можно долго удерживать политическую власть, не организовав экономическую систему, обеспечивающую настолько эффективное распределение ресурсов, чтобы это удовлетворяло граждан (учитывая сегодняшнюю степень их информированности), а также давало возможность в целом выполнять многочисленные обещания политических программ.

Богатство страны в современном мире базируется не на изобилии природных ресурсов (в богатых ресурсами странах часто существует подобная иллюзия), но на способности правительства организовать эффективный и гибкий экономический порядок для мобилизации творческой и производственной деятельности людей в условиях разделения труда; также важно умение вовремя выявлять проблемы и с минимальными издержками решать их или локализовывать.

Определенная организация рыночного хозяйства, соответствующая координация деятельности миллионов домашних хозяйств и предприятий способны практически полностью решить возникающие проблемы. Механизмом же, обеспечивающим надлежащую корректировку, является «невидимая рука рынка»: гибкий ценовой механизм выполняет информационную функцию и стимулирует соответствующую производственную деятельность (при этом способность предприятий экономически и технически осуществлять эту корректировку оценивается потребителем у кассы в магазине).

Действует этот механизм при наличии конкуренции: конкурентная среда создает необходимость постоянного приспособления к потребностям рынка, а зависимость от потребителей и наличие конкурирующих фирм принуждают предприятия к эффективной деятельности. За счет этого становится возможным обеспечение потребностей общества с наименьшими издержками и инновационное развитие, т. е. достигается экономическая эффективность.

Находящиеся на политической арене деятели способны сохранить за собой политическую власть лишь в том случае, если избиратели верят в эффективность их политической деятельности. Добиться такого мнения избирателей можно разнообразными способами. Бывает, что деятельность политиков вовсе не основывается на экономических законах, прогнозах поведения экономических субъектов или других аналитических рассуждениях; при этом, как правило, нельзя говорить ни о достижении цели политической деятельности как таковой, ни о достижении ее с наименьшими издержками.

Но тем не менее нередко таких политиков переизбирают, ставя им в заслугу благие намерения. И только когда повторяющиеся неудачи при решении проблем приводят большую часть избирателей к сомнениям в компетенции действующего правительства, возрастает вероятность смены экономической концепции правительства или даже перехода власти к оппозиции. Оценивать результаты политической деятельности очень сложно, здесь нет таких точных показателей, как, например, в экономике. Поэтому экономические науки, и в особенности теория экономической политики, должны выполнять также и просветительскую функцию по отношению к политическим деятелям и общественности.